|
«Добрая воля и тщательно выработанный план работ могут воплотиться в дело, приводя к прекрасным результатам»
Henry Ford, «Моя жизнь, мои достижения» |
«У этого автомобиля самая лучшая управляемость в истории», - именно так, очень немногословно, и столь же нескромно представил свой новый спорткар McLaren MP4-12C сэр Рон Деннис (Ron Dennis), председатель совета директоров McLaren Automotive, во время пресс-конференции, которая проходила перед первыми публичными тестами MP4-12C.
Презентация с заездами прошли на автодроме Алгарве (Algarve), известном также под именем гоночного кольца Портимао. Эта трасса длиной немногим более четырёх с половиной километров имеет семнадцать поворотов, находится в Южной Португалии. Сюда британская компания пригласила около тридцати журналистов. За пилотами присматривали главный тест-пилот McLaren Крис Гудвин (Chris Goodwin), а также всем известный пилот Формулы-1 Дженсон Баттон (Jenson Button), который, конечно же, в представлении не нуждается.
Немного слов об испытуемых автомобилях McLaren. Здесь были предоставлены производственные прототипы (Production Prototype), которые уже почти ничем не отличались от будущих серийных MP4-12C. Ттакже стоит отметить, что эти производственные прототипы представляют собой уже четвёртое поколение экспериментальных машин. А самый первый концептуальный прототип был построен ещё в 2007 году.
Журналисты наиболее важных для McLaren автомобильных изданий смогли протестировать MP4-12C в большом диапазоне условий эксплуатации: на сухой, на влажной трассе, и на дорогах общего пользования в окрестностях Портимао, которые, по признанию самих участников тестов, имеют весьма неоднородную поверхность. Таким образом, пилоты не только убедились, что в словах Рона Денниса нет ни капли преувеличения, но, и помимо управляемости, оценили ещё одно качество MP4-12C – универсальность. По мнению многих "испытателей", McLaren в плане комфорта ощущается примерно так же, как и обычный седан БМВ, а не как суперкар с жёсткой подвеской и низкопрофильной резиной.
Но тем не менее, многие из этих парней, разъехавшись по своим редакциям, принялись нещадно критиковать этот автомобиль.
В первую очередь досталось внешнему виду MP4-12C - они не нашли в нём изюминки, но зато обнаружили некоторую схожесть с другими суперкарами. Дискутировали на эту тему неоднократно и на самом автодроме. Фрэнк Стивенсон (Frank Stephenson), являющийся главным дизайнером McLaren Automotive, шутки ради составил целый список моделей, на которые, по мнению тестеров-журналистов, похоже его творение. Шутки - шутками, но для него чрезвычайно важно сходство дизайна с McLaren F1. Он, конечно же, стоит на первом месте в этом списке. Впрочем, Фрэнк согласился, что с некоторых ракурсов MP4-12C выглядит немного спорно. Какой же профессионал, который занимается продвижением своего товара на рынок, станет вести спор с пишущей братией! Фрэнк отлично понимал, что тут его задачей было «придание стиля инженерным решениям». И ведь на самом деле: не имеющая особо развитых переднего спойлера и заднего антикрыла, McLaren MP4-12C обладает лучшей в своем сегменте прижимной силой. И это только засчёт «вылизанной» с точки зрения аэродинамики поверхности её кузова. К тому же Фрэнк считает, что функциональность дизайна делает его долговечным. И разве он не прав?
На защиту своего коллеги встаёт Крис Гудвин, тест-пилот McLaren: «На данный момент не существует ни одного другого автомобиля, который был бы способен пройти секцию поворотов на трассе в Портимао так же быстро, как Макларен MP4-12C. В этом есть своя красота».
За какое время новый суперкар проходит «Северную петлю» в McLaren пока не сказали. Но сотрудники утверждают, что на наиболее известных трассах эта машина опережает любого из существующих на сегодняшний день конкурентов. И хотя разные трассы имеют разную конфигурацию, в это можно легко поверить – если такое возможно на кольце в Портимао, то почему бы это не было бы возможно и на других трассах...?
В пользу большого гоночного потенциала MP4-12C свидетельствуют и его высокие технические характеристики.
Этот автомобиль обладает мощностью двигателя в 600 л.с. при 7000 оборотах, и имеет сухой вес 1301 кг (удельная мощность составляет 461 л.с. на тонну), выстреливая до сотни за 3.1 секунды. А скорость в 200 км/ч этот авто набирает за 8.9 секунды.
Один километр с места MP4-12C проходит за 19.6 секунды (скорость при этом составляет 272 км/ч), равняясь по этому показателю с легендарным McLaren F1. А вот четверть мили (это примерно 400 метров) он пролетает быстрее своего предшественника – за 10,9 секунды (на скорости 216 км/ч). Это заслуга нового двигателя V8 объёмом 3799 см3, который оснащен двойным турбонаддувом. Мотор - M838T, инженеры McLaren разработали его совместно с инженерами компании Ricardo, используя технологии Menard Competition Technologies (MCT). Этот движок прежде всего, уникален сочетанием двух параметров: развивает крутящий момент 600 Нм в диапазоне от 3000 до 7000 об/мин, а красная линия ограничителя оборотов в нём установлена на отметке 8500 оборотов.
Интересен этот мотор и другими характеристиками он экономичен и экологичен. Благодаря такому движку, мощный MP4-12C потребляет в смешанном цикле всего лишь 11,7 литра бензина на 100 км, при этом выбраос в атмосферу двуокиси углерода составляет всего 279 граммов на километр. А по показателю удельной эмиссии (теперь в употребление ввели и такой параметр) суперкар McLaren MP4-12C превосходит даже «гибриды», в том числе с дизельными моторами – 0,47 г/км на 1 л.с.
Однако, этот мотор всё равно критикуют. Во-первых, ругают за «неэмоциональный» звук. А во-вторых – за использование турбонаддува. Якобы, «нехорошо породистой лошади колоть допинг».
Динамика торможения MP4-12C сродни динамике разгонной. Путь со скорости 100 км/ч до полной остановки равен тридцати с половиной метрам, а со скорости в 200 км/ч - 123 метра. Таких отменных показателей McLaren достигает благодаря очень эффективным колёсным тормозным механизмам (кстати, как опция, предлагаются керамические тормозные диски), аэродинамическому тормозу, а также, естественно, небольщому весу, и, плюс ко всему, отлично сбалансированному шасси. Вот тут мы остановимся по-подробнее.
Как уже известно, в основе конструкции MP4-12C лежит чрезвычайно жёсткий моноккок – MonoCell, который создан из композитного материала на основе углеродного волокна, и который весит всего 75 килограммов. Благодаря ему, жёсткость шасси на изгиб и кручение выше, чем у любого Феррари или Порше. Но и это ещё далеко не всё. Точно так же, как каждый квадратный сантиметр поверхности кузова MP4-12C безупречен с точки зрения аэродинамики, так же технически совершенна и каждая его внутренняя деталь – как сама по себе, так и с точки зрения вклада в конструкцию в целом – например, проработана для снижения полярных моментов инерции, которые опять же, гораздо лучше, чем у конкурентов.
Можно добавить к этому технологию Brake-Steer, предугадывающую возможный занос передней оси, и, притормаживая на входе в поворот заднее внутреннее колесо, сглаживающую эффект недостаточной поворачиваемости. Также, она не позволит шинам пробуксовывать при выходе из виража, тем самым заменяя собой традиционный самоблокирующийся дифференциал. Дополнить список можно гидравлически объединёнными амортизаторами, управляемыми Proactive Chassis Control. И теперь можно задаться вопросом: «А не это ли самое совершенное шасси?»
Наш ответ – Да, даже если принять во внимание суперкары стоимостью в миллионы долларов, и которые причислены компанией McLaren к сегменту «ультимативных». Напомним, что цена модели MP4-12C, например, в Германии, составляет всего 200 тыс. евро.
Но и шасси нового McLaren MP4-12C досталась своя доля критики. Дело тут в том, что система стабилизации автомобиля в целях безопасности настроена так, чтобы допустить лишь незначительную пробуксовку ведущих (задних) колёс, позволяя лишь чуть-чуть «поиграть» с машиной, но и то только в режиме Track («трасса»). Никто не говорит, что от этого снижается скорость. Кроме того, все обратили внимание, что за все время тестов в Португалии ни один из водителей ни разу не вылетел с трассы, в то время как на McLaren F1 Рон Деннис «проезжался» по гравию регулярно — и это с его-то водительским мастерством и знанием автомобиля! Просто кому-то нравится «отшлифовывать» своё время прохождения круга, а кому-то – шины об асфальт.
Некоторые «тестеры» не оценили систему переключения передач с функцией подготовки (pre-cognition), которая позволяет подготовить трансмиссию к смене передач заранее – скорее всего, у них просто не хватило времени на освоение этой функции.
Вообще-то, критикуют всё, даже «слишком хорошую обзорность» как вперёд, так и назад, из-за чего якобы «пропадает ощущение суперкара». Или, возможно, в британии автожурналистов набирают после службы в танковых войсках?
Однако, в McLaren Automotive, судя по всему, на подобные «эмоциональные» замечания не обращают особого внимания. Тут продолжают придерживаться выбранного курса на эффективность, рациональность и качество. Причём, эта стратегия относится не только к конструкции модели MP4-12C, но и ко всему Проекту в целом.
На данный момент в Уокинге (Woking - там расположен технологический центр McLaren - Paragon), рядом со своим технологическим центром, McLaren заканчивает строительство производственного центра. И ежели здание McLaren Technology Centre (Парагон) называют не иначе, как дворцом из стекла, можно попытаться себе представить, что там построили сейчас.
Во всяком случае, комплекс McLaren Production Centre спроектировало то же самое знаменитое бюро Fosters + Partners, которое разрабатывало и прежний объект. Как всегда, в McLaren ничего не делают без тщательного планирования. Вот и сейчас, заранее были изучены все возможные проблемы: трафик, рабочие места, экологичность и визуальное воздействие. Высота нового здания не превышает семи с половиной метров. Так же, как и первое, оно будет незаметно уже с ближайшей дороги. Этот комплекс построен в «зелёном поясе», который окружает Лондон, поэтому вопросам экологии уделили огромое внимание. Например, на крыше центра будет собираться дождевая вода для пополнения находящегося рядом с ним искусственного озера, которое, в свою очередь, используется для охлаждения аэродинамической трубы и последующего отопления зданий.
Первый серийный McLaren MP4-12C собрали в новом производственном центре уже в мае 2011 года. А до конца 2011 года McLaren планировало выпустить тысячу таких машин. К 2015 году объём производства достигнет четырёх тысяч машин в год, а модельный ряд пополнят несколько моделей – «мощных, новаторских, уникальных». Включая, кстати, и новейший McLaren F1. Даже если MP24-12C по своим характеристикам превосходит восхитительную модель 1992 года, то каким же удивительным будет следующее поколение ультимативного McLaren F1!
Так начинает свою жизнь новая компания McLaren Automotive. А Рон Деннис, который родился неподалеку от этих мест, вынашивал планы по её созданию на протяжении 30-ти лет. Этот бизнес является его личным и одновременно национальным проектом.
©Юрий Кладов, под редакцией McLarenCars.Ru
[ Назад ] |