McLaren, прежде всего, известна своими многочисленными гоночными победами и двенадцатью чемпионскими титулами в «Формуле-1», последний из которых в 2008 году завоевал Льюис Хэмильтон. Однако она - еще и одна из немногих компаний, которые выпускают собственные дорожные автомобили. Еще в 1994 году появился на свет McLaren F1, который поражает своей уникальностью. Он развивал невероятную скорость, недоступную ни для одного из конкурентов. На протяжении десяти лет он находился на самой вершине в списке самых быстрых машин, и никто не мог его превзойти. Рубеж 80–90-х годов отметился настоящим бумом сверхмощных и скоростных автомобилей. Начало ему положили знаменитые Ferrari F40 и Porsche 959, а затем эстафету подхватили экзотические Jaguar XJ220, Lamborghini Diablo, Vector W8, Bugatti EB110. Так был сформирован целый класс так называемых суперкаров.
1970 McLaren M6 GT
На волне экономического подъема многие, порой даже малоизвестные, компании представили такие автомобили. Именно о создании подобного купе зашел разговор двух британских джентльменов в аэропорту итальянского города Линате 11-го сентября 1988 года. Этими самыми джентльменами были руководитель команды McLaren Рон Деннис и ее технический директор Гордон Мюррей, а разговор состоялся после Гран-при Италии. И хотя конкретно данный этап чемпионата команда McLaren проиграла вечным соперникам из Ferrari, первые места в остальных пятнадцати гонках разделили между собой пилоты McLaren Айртон Сенна и Ален Прост. Команда доминировала в «Формуле-1» середины восьмидесятых: на ее счету чемпионские титулы 1984–1986 годов, Кубки конструкторов 1984 и 1985 годов. Но разговор шел не об этом, а о планах на будущее – руководство компании уже давно планировало создать дорожный автомобиль. Первую попытку начать производство такой модели предприняли в 1970 году и даже представили купе McLaren M6 GT. Но трагическая смерть основателя команды Брюса Мак Ларена на трассе в Гудвуде прервала работы над ней.
1994 McLaren F1
Идея создания суперкара особенно заинтересовала Гордона Мюррея, который в свободное от работы время подготовил набросок оригинального среднемоторного спорткупе и сформировал его концепцию. Оно должно быть очень мощным и легким. Кроме того, Мюррей хотел сделать свое «детище» практичным и подготовленным к дальним путешествиям. Но, пожалуй, самой оригинальной деталью этого проекта можно назвать его посадочную формулу. Водитель сидел по центру, как в болиде «Формулы-1», а пассажиры – по бокам. Дело в том, что в среднемоторных автомобилях педальный узел всегда немного сдвинут к центральному тоннелю, что делает его не очень удобным. Подобную схему применили на эксклюзивном Ferrari 365P 1966 года, но выпустили всего лишь два таких купе. Компоновка не только делала автомобиль более вместительным, но и обеспечивала хороший обзор дороги. Отпадала также необходимость строить отдельную праворульную модификацию для родного британского рынка.
1994 McLaren F1
Для охлаждения тормозов в вентиляционных отверстиях предусмотрены регулируемые заслонки
Рон Деннис всерьез занялся увлекательным проектом. Однако тут же возникла проблема: не было подходящего двигателя. Гордон Мюррей планировал установить атмосферный V12 мощностью не менее 550 л. с. и весом не более 250 кг. Команда «Формулы-1» McLaren F1 использовала двигатели Honda, но это были 1,5-литровые «четверки» с турбонаддувом. У японской компании не было опыта постройки моторов большого объема, максимум, что могли предложить – 3,5-литровый V6 от Honda NSX, оснащенный двумя турбинами. За помощью обратились к BMW, и немецкая компания создала необходимый V12. Двигатель объемом 6,1 л оснастили 4 клапанами на цилиндр и системой регулировки фаз газораспределения. На каждый цилиндр приходилось по две форсунки впрыска топлива. Одна работала на низких оборотах, другая – на высоких. Блок цилиндров изготовили из алюминиевого сплава, а распредвал – из магниевого. Мотор получился тяжелее - 266 кг, но лишние килограммы компенсировались сполна - он развивал 627 л.с. при 7400 об/мин. Стрелка тахометра могла приближаться к 8500 об/мин, а при 5600 об/мин достигался максимальный крутящий момент в 651 Н·м.
Двери поднимаются вверх по принципу "крыльев"
В самом начале было изготовлено два прототипа, на базе гоночного автомобиля Ultima. Вариант с кодовым названием Albert использовали для тестов трансмиссии и ходовой, а для симулирования огромного крутящего момента V12 установили старую 7,4-литровую «восьмерку» Chevrolet Corvette. Модель Edward оснастили мотором BMW. Первый концептуальный McLaren ХР1 показали 28 мая 1991 года накануне Гран-при Монако. Тогда же стало известно и название модели – F1 – дань многочисленным триумфам в «Формуле-1». После того как публика позитивно восприняла купе, оно отправилось на испытания в жаркую Намибию. После серии тестов автомобиль попал в аварию, но к тому времени уже был готов вариант ХР2. Его также разбили, но уже намеренно – в рамках краш-теста. Интереснен тот факт, что после лобового столкновения он был способен самостоятельно передвигаться. Варианты ХР3, ХР4 и ХР5 продолжили серию испытаний, их тестировали на сверхскоростном треке Нардо и в заполярье при температуре -20°C. Последний из них являлся уже фактически серийной версией – его представили публике в 1994 году. На то время автомобиль действительно казался передовым, нельзя его назвать устаревшим и сейчас. Чтобы снизить вес, кузов выполнили в виде монокока (как в «Формуле-1») и полностью изготовили из углеволокна – в результате, масса составила всего 1140 кг. Удельная мощность достигла 550 л.с. на тонну, то есть больше, чем у Bugatti Veyron и SSC Ultimate Aero TT – самых быстрых автомобилей нашего времени. В конструкции широко применены магний и титан, а стенки моторного отсека покрыты слоем золота. Почему золота? Все очень просто: этот металл – лучший отражатель тепла, которое нужно отводить от мотора. Двери, сделанные по принципу «крыльев» не только облегчили доступ в салон, но и сделали автомобиль эффектнее.
1995 McLaren F1 GT - победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане
McLaren F1 отличается неплохим коэффициентом лобового сопротивления Сх – 0,32. Сверхскоростной автомобиль не нуждается в огромном антикрыле, лишь небольшой спойлер выдвигается при 64 км/ч. А все благодаря технологии «граунд-эффекта», которая, кстати, была запрещена в «Формуле-1». Два мощных вентилятора отводят воздух из-под днища и, таким образом, будто присасывают автомобиль к дороге. Внутри McLaren F1 также выделяется на фоне многих спартанских соперников. Его салон полностью отделан кожей. Водительское сиденье и рулевую колонку нельзя отрегулировать, их индивидуально подгоняли под каждого клиента.
1995 McLaren F1 LM
Пассажирские кресла немного сдвинули назад и между ними расположили небольшое отделение для мелкого багажа. Полноценные же багажники установили в боковинах сразу за дверьми. Общий объем двух багажных отсеков достиг неплохого результата по меркам спорткупе – 227 л. Автомобиль укомплектовали кондиционером, центральным замком, электростеклоподъемниками. Особого внимания заслуживает сверхлегкая аудиосистема Kenwood с CD-плеером. В ней нет радио – Гордон Мюррей просто пренебрежительно к нему относится.
1995 McLaren F1 GTR
Автомобиль привлекал ураганной динамикой, которая и сейчас кажется невероятной. Разгон до 100 км/ч занимает 3,2 с. За 6,7 секунд McLaren F1 достигает скорости в 160 км/ч, а за 9,4 с – 200 км/ч. А в 1995 году под давлением купе пал мировой рекорд скорости для серийных автомобилей, он развил 371 км/ч. Однако и это не предел: спустя три года McLaren показал еще лучший результат – 386 км/ч! В то же время сверхмощную модель неплохо приспособили к повседневному использованию. Огромный крутящий момент позволяет трогаться с пятой передачи. Столь быстрый автомобиль обошелся без электронных «помощников»: отказались не только от трекшн-контроля или ESP, но и даже от ABS. Гордон Мюррей объяснил, что они уменьшают удовольствие от езды. Тормоза – стальные, Гордон Мюррей отказался от карбоново-керамических дисков, так как они менее эффективны в городских условиях. Зато установлена особая система их охлаждения – нажатием кнопки можно регулировать уровень открытия заслонок вентиляционных отверстий. Помогает остановиться и спойлер, служащий воздушным тормозом. Нет усилителя руля – такой легкий автомобиль попросту не нуждается в нем.
Последний McLaren F1 LM пообещали в подарок Льюису Хэмильтону
Не менее впечатляющей оказалась и цена McLaren F1: это первый в мире автомобиль стоимостью в миллион долларов. Но даже такая цена не отпугнула клиентов. Среди владельцев McLaren F1 – боксер Майк Тайсон, актер, исполнитель роли Мистера Бина, Роуэн Аткинсон и модельер Ральф Лорен. Сервис этого автомобиля соответствует стоимости. Покупатель в любой момент мог прийти на завод и посмотреть, как за стеклом вручную собирают его автомобиль. McLaren и ныне продолжает сервисное обслуживание F1. В случае неполадок к владельцу в любую часть света может вылететь индивидуальный механик. Кроме того, в электронном блоке управления двигателем расположен специальный чип, который при возникновении каких-либо неполадок в автомобиле передает по мобильной связи сигнал на станцию техобслуживания.
Это купе не создавали для соревнований, Гордон Мюррей планировал, что оно будет предназначено для бизнесменов, которые смогли бы путешествовать на нем по автобанам между городами европы. Однако профессиональные гонщики оценили его возможности, и в McLaren посыпались заказы на спецверсии...
[ Назад ] |