Ver. 1.1.0
| О сайте | Модели | Статьи | Галерея | Видео | Фан-клуб | Гостевая | Ссылки |

Статьи

10.09.2011   McLaren MP4-12C – функции и формы

McLaren MP4-12C – функции и формы

Как всем нам известно, компания McLaren Automotive является подразделением McLaren Group, представляющую собой современную высокотехнологичную компанию. Как обычно, любой бизнес-проект в McLaren начинается с тщательного и всестороннего изучения любого вопроса. Такой же подход был использован и по отношению к проекту MP4-12C – модели абсолютно новой не только для McLaren Automotive, но и для всего сектора спорткаров с высокими скоростными и динамическими характеристиками, а возможно, и для автомобильной промышленности в целом.

Рыночная ситуация

Менеджеры McLaren обратили внимание на то, что объём продаж «основного» сегмента рынка спорткаров существенно вырос в начале XXI века (с 8 тысяч в 2001 году до 28 тысяч в 2007 году).

И хотя последствия экономического кризиса 2008 года не могли не отразиться на секторе спорткаров (впрочем, как и на всей автоотрасли в целом), в McLaren всё-же считают, что в ближайшее время продажи этих машин существенно увеличатся.

По мнению Рона Денниса, Председателя совета директоров McLaren Automotive, в 2011 году, в это правильное время,  британская компания и планирует запустить в серию производство своего нового автомобиля McLaren MP4-12C.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


«Ультиматум» McLaren-a

Для удобства оценки рынка, и последующего точного позиционирования на нем MP4-12C, в McLaren Automotive сектор спорткаров условно делят на 3 основных сегмента.

В первый, основной сегмент, они включают модели, которые находятся в ценовой категории от 125 до 175 тысяч фунтов стерлингов – например, Lamborghini Gallardo и Porsche 911 Turbo, Aston Martin DB9 и Bentley Continental GT.

Ко второй группе специалисты McLaren отнесли автомобили стоимостью от 175 до 250 тысяч фунтов стерлингов. В неё вошли автомобили класса GT с передним расположением двигателя (Ferrari 599 GTB и Ferrari 612). Единственный среднемоторный авто в этом сегменте – Lamborghini Murcielago.

И, наконец, третий сегмент назван «ультимативными» авто. Как считают в McLaren, эту группу в 1993 году основал McLaren F1. С течением времени в этот сегмент вошли Mercedes-Benz SLR McLaren, Koenigsegg, Bugatti Veyron, а также, такие легенды как Porsche Carrera GT и Ferrari Enzo.

Основным замыслом McLaren в этот раз является то, чтобы привнести технологии и характеристики «ультимативных» авто в «основной» сегмент спорткаров. При этом, конечно, стоимость нового McLaren MP4-12C должна быть в пределах этого класса.

Простой рецепт

Набор базовых требований к настоящему спорткару укладывается в несколько слов: большая мощность, малый вес, жёсткое шасси, безупречная аэродинамика.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


В McLaren вес называют «врагом технических характеристик в любой области конструирования машин». И этот «враг» влияет на всё: на ускорение и максимальную скорость, управляемость, расход топлива и, соответственно, уровень выбросов CO2. А «союзником» веса конструкторы весьма справедливо считают размеры - как автомобиля в целом, так и его отдельных деталей и узлов.

Исходя из этих хорошо осмысленных истин, конструкторы McLaren Automotive и проектировали модель MP4-12C.

Шасси - ключ к успеху

В основе конструкции McLaren MP4-12C лежит моноккок (MonoCell), который изготовлен из композитного материала на основе углеволокна. Этот карбоновый узел представляет собой промышленную версию разработок, которые используются McLaren на болидах «Формулы-1».

Однако, этот моноккок, созданный специально для MP4-12C, инженеры McLaren по праву называют революционным. Здесь применена абсолютно новая технология производства, при которой узел отливается одним куском, а не выклеивается из лоскутов, как раньше. Если раньше для изготовления такого шасси требовались десятки часов, то сейчас весь процесс занимает всего около 4-х часов.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


«Если сложность производства и расходы на создание шасси автомобиля McLaren F1 (сделанного по технологии «Формулы-1») принять за 100 процентов, то издержки производства моноккока МР4-12C составят всего 7-8 процентов - и это без снижения качества углепластика!», - гордо рассказал руководитель отдела разработки кузовов Claudio Santoni.

Вес такого несущего моноккока менее восьмидесяти килограммов, а жёсткость на кручение такой конструкции значительно выше, чем у подобных структур из алюминиевого сплава.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


К этому стоит добавить, что моноккок обеспечивает огромную степень защиты водителя и пассажира. В случае столкновения он работает так же эффективно, как и капсула безопасности болида «Формулы-1» - всю энергию удара поглощают передняя и задняя части конструкции, которые изготовлены из лёгкого алюминиевого сплава. Профили и отливы соединяются в единый узел сваркой, после чего крепятся болтами непосредственно к моноккоку, и после аварии их можно легко заменить.

Следует также упомянуть чрезвычайную точность размеров, обеспечиваемую этой новой технологией: передняя подвеска крепится непосредственно к самому монококу, улучшая её характеристики и упрощая баланс между точностью управления и комфортом езды, что и является основной целью McLaren. Инженеры McLaren уверенно утверждают, что до сих пор ни у одного производителя не было такого сбалансированного шасси.

Сердце чистокровного McLaren-а

Также же совершенен и новый двигатель M838T, которым комплектуется McLaren MP4-12C. 8-цилиндровый бензиновый двигатель с развалом блока цилиндров в 90о, оснащен двойным турбонаддувом. Он развивает максимальную мощность около 600 л.с. и максимальный крутящий момент 600 Нм.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


Двигатель раскручивается до 8500 оборотов, очень быстро реагирует на открытие дроссельной заслонки и выдаёт высокий крутящий момент во всём диапазоне работы: 80% крутящего момента доступны уже с двух тысяч оборотов в минуту.

Мотористы McLaren Automotive с уверенностью заявляют, что этот двигатель обладает наилучшими характеристиками в своём классе. А в сочетании с лёгким шасси - он делает новый McLaren эталоном в плане удельной мощности и удельного крутящего момента.

Но и это ещё не всё. Сочетая в себе высокую мощность и низкий уровень вредных выбросов в атмосферу, MP4-12C на сегодняшний день - это самый эффективный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в мире, включая «гибриды» как с дизельными, так и с бензиновыми двигателями.

Компактные размеры новоиспечённого двигателя M838T и его небольшой вес, дают большой выигрыш в компоновке машины и влияют на улучшение его управляемости, за счёт снижения моментов инерции.

А что же у нас в моторном отсеке? Компоновка тут чрезвычайно плотная. Сухой картер и «плоский» коленвал позволили максимально низко установить двигатель на шасси. Это повлияло на снижение центра тяжести. Впускной и выпускной коллекторы изготовлены из композитного материала в результате снижен вес и улучшены тепловые характеристики. Радиаторы системы охлаждения установлены тут же, вдоль продольной оси автомобиля, по обе стороны от мотора. Такая конструкция снизила массу трубопроводов и количество охлаждающей жидкости. Кроме этого, она позволила уменьшить общую ширину автомобиля. Тяжелые и громоздкие глушители здесь не используются, вместо них в McLaren применили компактную и легкую камеру смешивания (mixing box). Выхлопные трубы выведены прямо из задней части автомобиля, для того, чтобы, опять же, минимизировать их длину и массу.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


Две педали

Компактная трансмиссия также помогла инженерам McLaren в борьбе за снижение веса. Передача крутящего момента от двигателя M838T к задним колёсам осуществляется посредством двух «мокрых» сцеплений, и далее - через роботизированную семиступенчатую коробку передач. Этот «робот», разработанный в McLaren, позволяет осуществлять переключения передач без разрыва потока мощности (Seamless Shift Gearbox – SSG).

В ручном режиме переключения, смена передач производится с помощью кнопок, которые расположены на рулевом колесе. Больше здесь нет никаких кнопок - они бы отвлекали водителя от процесса управления.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


В коробке MP4-12C используется инновационная разработка McLaren - технология «подготовки» КПП к переключению передач (Pre-cognition). Термин pre-cognition в буквальном переводе означает «заранее». При слабом нажатии на кнопку переключения система лишь подготавливает трансмиссию к смене передач: включает нужную передачу в коробке и поднимает давление в приводе сцеплений. Затем, более сильное нажатие подтверждает эту команду, и переключение завершается чрезвычайно быстро.

Использование этой функции в процессе езды не обязательно, но её применение увеличивает скорость переключения передач, увеличивая при этом точность управления и доставляя больше удовольствия при вождении.

В режиме автоматического переключения передач, в коробке предусмотрено 3 режима переключения передач: Normal (обычный), Sport (спортивный), High Performance (высокоэффективный). Также имеется «зимний» режим и launch control – помощник при старте.

А вот «механика» не предлагается в принципе. Одной из причин этого является необходимость установки третьей педали. Из-за нее автомобиль пришлось бы делать шире, что, опять-таки отразилось бы на его характеристиках не в лучшую сторону.

Выбор алгоритма переключения передач (вместе со степенью отзывчивости педали акселератора) осуществляется с помощью вращения рукоятки, расположенной на центральной консоли.

Упреждающий контроль

Таким же образом (с помощью соседней рукоятки) могут быть выбраны режимы работы проактивного шасси, а вместе с ними – и степень вмешательства различной электроники – системы стабилизации и чувствительность рулевого управления.

В конструкции McLaren MP4-12C использована подвеска на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами. Хотя эта подвеска не имеет стабилизаторов поперечной устойчивости, зато она имеет гидравлически объединённые амортизаторы, управляемые системой контроля проактивного шасси (Proactive Chassis Control).

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


Интересным конструкторским решением также является использование одного гидронасоса для питания и электрогидравлического усилителя рулевого управления, и гидравлических элементов подвески – и это снова ради экономии веса.

И, конечно же, никак не может не радовать технология, благодаря которой электроника может предугадывать возможный занос передней оси, которая называется Brake-Steer. При входе в поворот, она притормаживает внутреннее заднее колесо, тем самым сглаживая эффект недостаточной поворачиваемости. Плюс к тому, электроника не позволит шинам пробуксовать и при выходе из виража. Именно эту систему FIA запретила в «Формуле-1» в 1997 году, потому что она дала команде McLaren огромные преимущества над соперниками. Выходит, даже в чём-то McLaren MP4-12C совершеннее болида «Формулы-1»!

Задняя подвеска крепится, в отличие от передней, не к несущему монококу, а непосредственно к алюминиевому подрамнику, к которому также крепится и силовой агрегат.

Интересен также тот факт, что тормозные диски MP4-12C изготовлены из чугуна! «А как же борьба за вес?» - спросите Вы. Но и тут инженеры McLaren умудрились схитрить. Благодаря наличию кованой ступицы в центре диска из алюминиевого сплава, составные тормоза весят меньше, чем углеродно-керамические диски, которые, впрочем, предлагаются как опция.

Турбо-тормоза

Традиционные тормоза автомобиля McLaren MP4-12C на самом деле весят не так много и ещё по одной причине – им активно помогает воздушный тормоз – заднее антикрыло, которое имеет максимальный угол атаки. Он перемещает центр давления воздуха на автомобиль в заднюю часть. Это ощутимо уменьшает эффект «рыскания» при торможении, увеличивая тем самым прижимную силу и позволяя тормозам работать эффективнее.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


Очень грамотно инженеры решили вопрос с приводом этого устройства: в самом начале торможения поршень гидропривода поворачивает крыло воздушного тормоза лишь на небольшой угол. Затем, центр динамического давления, который действует на нижнюю кромку крыла, сдвигает её назад, после чего оно, под действием этого давления, разворачивается на максимальный угол. Благодаря этому, отпадает необходимость использования специального привода, и опять же - уменьшается масса.

Всё по причине, всё по уму

Вопросам аэродинамики инженеры McLaren уделили очень много внимания – так много, что её требования фактически определили внешний дизайн, и конечно же, наряду с теми ограничениями, которые накладываются компоновкой механических узлов и кокпита.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


Экстерьер McLaren MP4-12C выглядит полностью функциональным, каковым он собственно, и является. Лишь только в форме боковых воздухозаборников намётанный глаз может усмотреть логотип компании - на этом изыски стилистики и заканчиваются. Зато форма автомобиля жестко обеспечивает требуемое распределение потоков воздуха и лучшую прижимную силу в классе, а  также стабильность движения и устойчивость к боковому ветру.

Фрэнк Стивенсон (Frank Stephenson), главный дизайнер McLaren Automotive, с радостью приветствует подобный функциональный подход, полагая, что как раз целесообразность дизайна и делает его долговечным, в чем нельзя с ним не согласиться. Свою же задачу он видит в придании стиля инженерным решениям. Например, достаточно раз посмотреть на наружние зеркала, на изящный изгиб ножки, с помощью которой они крепятся к двери, чтобы оценить талант и мастерство тех рук, которые вылепили эту изящную четырехколесную скульптуру.

Всё для людей

Несмотря на то, что инженеры McLaren-а стремились сделать внешние размеры этого автомобиля максимально компактными, они совсем не собирались принести в жертву комфорт водителя и пассажира и, разумеется, удобство вождения.

«Разрабатывая интерьер McLaren MP4-12C мы сделали огромный шаг вперёд в компоновке спортивного автомобиля. Близкое размещение водителя с пассажиром улучшает управляемость автомобиля, а смещение педалей ближе к продольной оси облегчило размещение колеса. Мы расположили по-иному и  многие другие компоненты, которые обычно размещались на приборной панели, придали им свою, уникальную форму для того, чтобы получить больше пространства», - произвёл подробный рассказ Фрэнк Стивенсон. Компоновку он назвал  одной из самых сильных сторон автомобиля MP4-12C.

А Энтони Шериф (Antony Sheriff), управляющий директор McLaren Automotive,  еще раз напомнил о том, что все части McLaren MP4-12C были  спроектированы специально для этой машины и являются уникальными: от двигателя M838T до переключателей и кнопочек – всё создано эксклюзивно в McLaren и ничего не взято у других производителей.

MP4-12C McLaren  MP4-12C McLaren


Исключением можно считать только аудиосистему фирмы Meridian, да и та была не только индивидуально разработана для MP4-12C, но и представляет собой первую автомобильную систему компании.

Особое внимание в кокпите было уделено созданию уникального функционального и комфортабельного пространства. Новейшая конструкция симметрично охватывает водителя и пассажира, создавая собой не только физический, но и эмоциональный комфорт. В салоне MP4-12C впервые в автомобилестроении использована портретная ориентация семидюймового монитора телематической системы, которая, по мнению разработчиков, больше соответствует интуитивным привычкам человека.

Мультимеда-центр MP4-12C предоставляет все привычные нам функции – аудио, навигацию, телефонию, хотя в него и добавлены некоторые другие возможности, ранее никогда не используемые в автомобилестроении.

Интерьер включает в себя сиденья с электроприводом и памятью, весь набор подушек безопасности, автоматический климат-контроль в салоне, круиз-контроль и все тому подобное. В McLaren считают, что уровень комфорта в MP4-12C превосходит всех, и является лидером сегмента. И с ними трудно не согласиться!

Полезный симулянт

При разработке этого автомобиля, более 20-ти прототипов прошли исчерпывающую программу спецтестов по всему миру, в разных климатических зонах, включая неимоверную жару в Бахрейне и холод в Арктике.

Один из прототипов MP4-12C был подвержен тяжелым испытаниям, во время которых его тестировали на гоночной трассе без остановки практически 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, в течение 6-ти недель.

MP4-12C McLaren


Плюс ко всему, начиная с самого первого дня проектирования и до самого последнего времени, поведение этой машины моделировали на одном из самых мощных имитаторов вождения в мире, которое было создано в McLaren для улучшения характеристик болидов «Формулы-1».

MP4-12C McLaren


Производство McLaren MP4-12C стартовало в 2011 году, в котором будут выпущены первые 1000 машин, что, по подсчётам компании, составит всего лишь три с половиной процента от всего объёма продаж «основного» сегмента мощных спорткаров.

Самый быстрый

Несмотря на свои  «толстые» пресс-релизы, McLaren Automotive на сегодняшний день не раскрыла ряд очень важных фактов.

Во-первых, первая тысяча автомобилей – это только тестовая партия. О дальнейших же объёмах производства на сегодняшний день ничего не сообщали. По неофициальной информации проходит и четыре тысячи единиц в год, и все двенадцать тысяч. Возможно, что истина находится посередине.

Во-вторых, производитель не назвал и материал, из которого изготавливаются наружные панели кузова. Согласно традициям компании, с большой вероятностью можно предположить, что это будет углепластик. Хотя, высокая тщательность проработки деталей кузова может свидетельствовать в пользу алюминия. В значительной степени объем производства как раз-таки и зависит от выбора материала для этих деталей. Возможно, что будут использоваться и обе группы материалов. Например, крылья и крыша из алюминия, а всё остальное – из карбона.

Нигде не указываются ни габариты автомобиля, ни его снаряжённая масса.

В McLaren сообщают лишь то, что автомобиль MP4-12C короче, ниже и уже, чем его основные конкуренты, и благодаря большой колёсной базе  имеет короткие передний и задний свесы – этот вариант даёт наилучшее сочетание управляемости и устойчивости.

Скорее всего, вес в 1400 кг, о котором сообщали некоторые СМИ, окажется завышенным.

Утаили в McLaren пока и динамические характеристики. Возможно предположить, что новый MP4-12C будет разгоняться до сотни немного быстрее 3-х секунд. Максимальная скорость свыше трёхсот километров в час сомнению не подлежит. Существует огромная вероятность того, что в 2011 году новый McLaren MP4-12C, возможно, станет самым быстрым среди серийных машин.

И ведь действительно, как назовёшь автомобиль, так он и поедет. А «гоночный код» MP4-12C рассказывает о корнях из Формулы-1, конкурентных преимуществах и революционной технологии, которая лежит в основе всей конструкции этого автомобиля.

© Юрий Кладов, под ред. McLarenCars.Ru




[ Назад ]


© 2008-2017, McLarenCars.RuCпасибо!передать сайту $пасибо!